История праздника
Праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм появился в Церкви довольно рано, уже в VI веке. Он основан на церковном Предании, которое сохранило для нас рассказ о необыкновенном детстве Божией Матери.
Согласно Преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, долгое время были бездетны. Они горячо молились Господу о даровании потомства и дали обет: если родится дитя, то они посвятят его служению Богу. Господь услышал их молитвы, и у престарелых супругов родилась Дочь, которую они назвали Марией.
Когда Марии исполнилось три года, родители решили исполнить свой обет. Они торжественно привели Дочь в Иерусалимский храм. Рассказывают, что маленькая Мария с радостью поднялась по высоким ступеням храма и была встречена первосвященником, который ввел Ее во Святая Святых - место, куда мог входить только первосвященник один раз в году. Так Господь показал особое предназначение Девы Марии.
Некоторые подробности введения Богородицы во храм содержатся в древних апокрифах - текстах, не вошедших в Священное Писание. Например, Протоевангелие Иакова (II век) повествует, что Мария жила при храме до 12 лет, проводя время в молитве и рукоделии. Хотя апокрифы не являются боговдохновенными текстами, Церковь взяла из них некоторые детали, соответствующие церковному Преданию и духу православного вероучения.
Духовное значение праздника
Введение во храм Пресвятой Богородицы имеет глубокий духовный смысл. Этот праздник говорит нам о том, что лучшее, что может сделать человек в своей жизни - это всецело посвятить себя Богу. Ведь именно через полное послушание воле Божией Дева Мария стала Матерью Спасителя.
Пречистая Дева с малых лет жила при храме и воспитывалась в благочестии и чистоте. Она избегала мирских развлечений и всем сердцем стремилась к Богу. Ее душа, не оскверненная грехом, стала прекрасным храмом Святого Духа. Богородица показала нам пример того, как важно хранить себя в чистоте и святости, чтобы быть готовым к встрече с Господом.
Введение Богородицы во Святая Святых храма прообразует вхождение человеческой природы в Божественную жизнь. Дева Мария стала той "лествицей небесной", по которой Сам Бог сошел на землю, чтобы спасти человека. И теперь через Церковь, которая есть храм Божий, мы можем войти в Царство Небесное и соединиться с Господом.
Для каждого православного христианина праздник Введения служит призывом идти путем посвящения своей жизни Богу. Мы призваны не только бывать в храме, но и самим становиться храмом Божиим, храня в своем сердце чистоту и святость. Божия Матерь является для нас примером кроткого и смиренного служения, послушания воле Божией, терпения и душевной чистоты.
Традиции празднования
Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы по церковному Уставу относится к числу двунадесятых. В этот день в храмах совершаются торжественные богослужения - всенощное бдение и Литургия. На утрени поется особый канон, прославляющий Деву Марию, а на Литургии читается Евангелие о Ее Рождестве и детстве.
По церковной традиции, праздник Введения открывает Рождественский пост. И не случайно - ведь это время приготовления к встрече Спасителя, а Дева Мария является лучшим примером духовного приготовления к принятию Христа в свое сердце.
В русской православной традиции праздник Введения был очень чтимым в народе. К нему приурочивали начало зимних девичьих посиделок, когда девушки собирались вместе, пряли и занимались рукоделием. В некоторых местах на Введение пекли специальные пирожки с ливером или рыбой - "воротца", в форме арки или церковных ворот. Этот обычай напоминал о том, как Дева Мария вошла в церковные врата.
Существовало поверье, что в ночь на Введение Богородица обходит дома и проверяет, везде ли царит чистота и порядок. Поэтому в этот день было принято особенно тщательно убирать в доме и на дворе, а хозяйкам полагалось не прясть и не заниматься тяжелой работой.