Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который Православная Церковь отмечает 28 августа, - это торжество всемирной радости и надежды. В этот день мы вспоминаем блаженную кончину Божией Матери, Ее славное преставление от земли на Небо и воссоединение с Сыном. Но скорбя о разлучении с Богородицей, Церковь вместе с тем прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, как Заступницу и Покровительницу христианского рода.
Успение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции великого праздника
Богослужение праздника
Праздничное богослужение Успения по своему содержанию и символике напоминает пасхальное. Оно совершается в голубых облачениях, что указывает на небесную славу Богородицы. В центре храма помещается Плащаница с изображением Божией Матери.
На всенощном бдении после Великого славословия совершается чин Погребения. Духовенство и народ с зажженными свечами исходят на средину храма. Плащаница Богоматери поднимается с места и крестным ходом обносится вокруг храма в воспоминание шествия апостолов на погребение. В это время поются погребальные перифрасы, составленные по образцу Великой Субботы. Затем Плащаница полагается в центре храма или (там, где это возможно) выносится в часовню для поклонения верующих.
На литургии поются тропарь и кондак праздника, читается Евангелие о Марфе и Марии, символизирующих две стороны человеческого служения Богу: деятельную и созерцательную. Богородица в земной жизни осуществила оба этих пути в высшей степени, став достойной вечного прославления на Небесах.
Богослужебные тексты наполнены радостным пасхальным звучанием. Они прославляют тайну победы жизни над смертью, которую явила миру Божия Матерь:
«Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».
«Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».
«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».
Все эти молитвы и песнопения выражают веру Церкви в то, что Успение Богородицы - не просто разлучение души с телом, но переход к Вечной Жизни и обожение всего человеческого естества.
Народные традиции и обычаи праздника
В народном восприятии Успение Богородицы издревле соединяло в себе скорбь и радость. Люди горевали о земной разлуке с Божией Матерью, но вместе с тем торжествовали о Ее небесной славе. Эти настроения отразились в самой природе праздника - он приходится на границу лета и осени, когда в природе происходит переход от изобилия к увяданию, от тепла к прохладе.
На Руси Успение считалось важной хозяйственной вехой. К этому времени заканчивались основные полевые работы, завершалась жатва и начиналась подготовка к зиме. Люди подводили итоги сельскохозяйственного года, благодарили Богородицу за новый урожай.
Вот несколько старинных русских обычаев, связанных с Успением:
- В храм приносили для освящения колосья и семена нового урожая. Этой традиции более 1000 лет - ее заложил святой князь Владимир, установив на Руси празднование Успения.
- Пекли пироги из нового хлеба, блины и овсяное печенье в виде лесенок. Эта выпечка символизировала небесную лестницу, по которой Пресвятая Дева взошла в Горний Мир.
- Совершали крестные ходы «на живую воду» - на реки, озера и святые источники. По народному поверью, с Успения любая вода считалась целебной и могла исцелять от недугов.
- Посещали могилы почивших родственников, поминали их молитвой и милостыней. Существовало верование, что в день Успения Сама Богородица обходит родительские могилы и молится об упокоении усопших.
- Освящали «семена и травы» - различные целебные растения и коренья. Часть их хранили в домах как защиту от болезней, а часть относили в храм для церковных нужд.
- Провожали в теплые края перелетных птиц. Время их отлета считалось знаком приближения осени и напоминало людям о скоротечности земной жизни.
В каждом городе и селе, где были храмы в честь Успения, праздник отмечали особенно торжественно. К нему приурочивали ярмарки и народные гулянья. Молодежь водила хороводы, пела обрядовые песни. Звучали и духовные стихи, посвященные Успению Богоматери.
Многие из этих традиций живы до сих пор. Они помогают глубже осмыслить символику и духовное содержание праздника, прикоснуться к многовековой народной памяти.
Наши работы
Приметы и поверья, связанные с праздником
Праздник Успение испокон веков считался важнейшим рубежом в народном календаре. По приметам этого дня судили о грядущей осени и зиме, о предстоящем урожае. Вот лишь некоторые из них:
- Теплая погода на Успение предвещала долгую осень, а ранний иней - скорые холода.
- Много паутины - к ясной осени, отсутствие росы - к сухой погоде.
- Отлет журавлей до праздника сулил раннюю и холодную зиму.
- Сухая погода благоприятствовала уборке льна, а сильные росы предрекали хороший урожай грибов.
- Чистое небо и яркие звезды в канун праздника обещали скорые морозы.
Особые приметы были связаны с праздничной трапезой:
- На столе обязательно должны были быть блюда из нового урожая: свежий хлеб, овощи, мед.
- Если печь блины, то первый блин надо было отдать нищему - для поминания усопших.
- Строго запрещалось есть яблоки до Успения - по преданию, в этот день Богородица на том свете одаривает детей райскими плодами.
Поверья на Успение часто отражали представления о природных циклах:
- На Успение солнце засыпает до весны, а земля «засыпает» до следующего лета.
- Ласточки прячутся в колодцы и не вылетают до весны.
- Все злые и вредные насекомые исчезают до будущей весны.
- С Успения начинается отлет кукушки в теплые края.
Конечно, все эти приметы - не более чем плод народной фантазии. Но в них можно уловить ощущение великой тайны Богородичного праздника: природа словно замирает и благоговеет перед совершающимся чудом перехода Приснодевы от земли к Небу, от времени к вечности.
Иконография праздника
На иконах Успения мы видим несколько основных сюжетов:
- Богородица возлежит на смертном одре в окружении апостолов и святых. Над Ней - Христос в сиянии славы, держащий на руках Ее душу в виде младенца в белых пеленах. Это изображение символизирует разлучение души Богоматери от тела и переход Ее в руки Сына.
- Погребальная процессия с телом Богородицы, которое апостолы на руках несут к месту погребения в Гефсиманском саду. По преданию, когда иудеи попытались напасть на процессию и опрокинуть одр, они были поражены слепотой.
- Ангел отсекает руки иудейскому священнику Афонию, пытавшемуся осквернить тело Богородицы. Позже он раскаялся, прозрел душевно и телесно и стал исповедником христианской веры.
- Апостол Фома, опоздавший на погребение, видит на небе Богородицу, подающую ему Свой пояс в знак прощения и благословения.
- Апостолы у открытой гробницы Богородицы, оказавшейся пустой. Это изображение указывает на телесное воскрешение и вознесение Богоматери.
Успение Богородицы - один из самых глубоких и трудных для понимания иконографических сюжетов. Он сочетает элементы скорби и торжества, реалистические детали и глубокий богословский смысл. Иконописцы стремились передать всю полноту и сложность события Успения, в котором страдание и разлука неразрывно связаны с надеждой и всеобщим спасением.
Мы в этих образах видим не только исторический рассказ, но пророчество о всеобщем воскресении во Христе. Как Богородица телесно взошла на Небо, так и каждый из нас призван в конце времен облечься в нетление и соединиться с Богом. Успение - это икона нашей грядущей Пасхи, торжество вечной жизни и обожения
Заключение
Праздник Успения Пресвятой Богородицы и сегодня остается одним из самых значимых и любимых в православном народе. Он напоминает нам о том, что смерть - это не конец, а только переход в вечность, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.
Дивный пример Пресвятой Девы учит нас достойно проходить свой земной путь - в вере, смирении, терпении, творении добра. А Ее молитвенное предстательство укрепляет нас в трудностях и скорбях, дарует утешение и надежду.
В праздник Успения будем и мы, подобно апостолам, возносить усердные молитвы Царице Небесной. Будем просить Ее покрова и защиты для нас, наших близких, всей Церкви и всего мира. И да поможет нам Пречистая Богородица провести земную жизнь в чистоте и святости, чтобы в час нашей кончины быть принятыми в небесные обители, в невечерний день Царствия Христова.
Современные дизайнерские памятники
Материалы по теме
Контакты в Санкт-Петербурге
- Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский пр. 114A, 3 этаж, офис 303
- Телефон: 8 (812) 565-35-24
-
Режим работы:
Пн-пт: с 9:00 до 19:00
Суб: с 10:00 до 18:00
Вс: выходной - Email: info@pamyatniki-nedorogo.ru
от метро
образцы
договор
консультация
от метро
образцы
договор
консультация