1/5
Изготовим памятник за 2 недели
Подробности уточняйте у менеджеров
2/5
Памятники по ценам 2022 года
Закажите памятник сейчас, оплачивайте в рассрочку
3/5
Наши памятники принимают на всех кладбищах
Успейте заказать памятник
4/5
Ликвидация остатков Купецкого гранита!
Освобождаем склады
5/5
Установки разрешены до 15 октября!
Успейте заказать памятник
Изготовим памятникза 2 недели, подробности у менеджеров
Памятники по ценам 2022 года
Наши памятники принимают на всех кладбищах
Ликвидация остатков Купецкого гранита!
Установки разрешены до 15 октября! Успейте заказать памятник
Лиговский пр. 114A, офис 303
5 мин от м. Лиговский проспект
график работы
Пн-пт: с 9:00 до 19:00
Суб: с 10:00 до 18:00
Вс: выходной
Полезное

Успение Пресвятой Богородицы: история, смысл и традиции великого праздника

Праздник Успения Пресвятой Богородицы, который Православная Церковь отмечает 28 августа, - это торжество всемирной радости и надежды. В этот день мы вспоминаем блаженную кончину Божией Матери, Ее славное преставление от земли на Небо и воссоединение с Сыном. Но скорбя о разлучении с Богородицей, Церковь вместе с тем прославляет Ее как Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим, как Заступницу и Покровительницу христианского рода.

История праздника

Основные события, связанные с праздником Успения, священное Писание не описывает. Сведения о последних днях земной жизни Богородицы и Ее блаженной кончине мы черпаем из древнего церковного Предания, отраженного в творениях святых отцов, богослужебных текстах и иконографии.

Вот как это Предание повествует об Успении:

  • После Вознесения Господня Пресвятая Дева жила в Иерусалиме, в доме апостола Иоанна Богослова. Она много времени проводила в молитве на Голгофе и в Гефсимании, где Христос совершал Свою молитву перед крестными страданиями.

  • Однажды во время молитвы Богородице явился Архангел Гавриил и возвестил о Ее скором преставлении от земли на Небо. В знак этого он вручил Ей райскую ветвь, сияющую дивным светом. Богоматерь смиренно приняла эту весть и стала готовиться к исходу.

  • Пресвятая Дева пожелала проститься с апостолами. По изволению Божию все они, кроме Фомы, чудесным образом собрались в Иерусалиме из разных стран, где проповедовали Евангелие. Богородица утешала их, обещая не оставлять мира Своим заступничеством и покровом.

  • В час блаженного Успения Сам Господь Иисус Христос в окружении бесчисленных Ангелов и святых сошел с Небес, чтобы принять пречистую душу Своей Матери. Апостолы со слезами и песнопениями погребли Ее тело в Гефсимании, в пещере, где покоились праведные Иоаким и Анна.

  • Через три дня после погребения в Иерусалим прибыл апостол Фома. Он горько скорбел, что не успел поклониться Богородице и получить Ее последнее благословение. Апостолы, чтобы утешить его, решили открыть гроб. Но тела Богоматери там не оказалось - оно было чудесно взято на Небо и соединилось с душой.

Учение о телесном вознесении (воскресении) Богородицы после трехдневного погребения разделяли многие отцы и учители Церкви, среди которых святители Афанасий Великий, Василий Великий, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов и другие. В VII веке сказание об Успении было записано Иоанном Дамаскиным, а позднее патриархом Константинопольским Германом.

Праздник Успения установился в Церкви не позднее VI века, а с VIII века стал общецерковным. Император Маврикий (592–602), одержавший победу над персами, установил празднование Успения по всей Византийской империи 15 августа (28 августа по новому стилю). Вместе с праздником утвердились и особые богослужебные чины: служба погребения и служба воскрешения (вознесения) Богоматери.

Богослужение праздника

Праздничное богослужение Успения по своему содержанию и символике напоминает пасхальное. Оно совершается в голубых облачениях, что указывает на небесную славу Богородицы. В центре храма помещается Плащаница с изображением Божией Матери.

На всенощном бдении после Великого славословия совершается чин Погребения. Духовенство и народ с зажженными свечами исходят на средину храма. Плащаница Богоматери поднимается с места и крестным ходом обносится вокруг храма в воспоминание шествия апостолов на погребение. В это время поются погребальные перифрасы, составленные по образцу Великой Субботы. Затем Плащаница полагается в центре храма или (там, где это возможно) выносится в часовню для поклонения верующих.

На литургии поются тропарь и кондак праздника, читается Евангелие о Марфе и Марии, символизирующих две стороны человеческого служения Богу: деятельную и созерцательную. Богородица в земной жизни осуществила оба этих пути в высшей степени, став достойной вечного прославления на Небесах.

Богослужебные тексты наполнены радостным пасхальным звучанием. Они прославляют тайну победы жизни над смертью, которую явила миру Божия Матерь:

«Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево Чистая: девствует бо рождество и живот предобручает смерть; по рождестве Дева и по смерти жива, спасаеши присно, Богородице, наследие Твое».

«Ангели, успение Пречистыя видевше, удивишася, како Дева восходит от земли на небо».

«Величаем Тя, Пренепорочная Мати Христа Бога нашего, и всеславное славим успение Твое».

Все эти молитвы и песнопения выражают веру Церкви в то, что Успение Богородицы - не просто разлучение души с телом, но переход к Вечной Жизни и обожение всего человеческого естества.

Народные традиции и обычаи праздника

В народном восприятии Успение Богородицы издревле соединяло в себе скорбь и радость. Люди горевали о земной разлуке с Божией Матерью, но вместе с тем торжествовали о Ее небесной славе. Эти настроения отразились в самой природе праздника - он приходится на границу лета и осени, когда в природе происходит переход от изобилия к увяданию, от тепла к прохладе.

На Руси Успение считалось важной хозяйственной вехой. К этому времени заканчивались основные полевые работы, завершалась жатва и начиналась подготовка к зиме. Люди подводили итоги сельскохозяйственного года, благодарили Богородицу за новый урожай.

Вот несколько старинных русских обычаев, связанных с Успением:

  • В храм приносили для освящения колосья и семена нового урожая. Этой традиции более 1000 лет - ее заложил святой князь Владимир, установив на Руси празднование Успения.

  • Пекли пироги из нового хлеба, блины и овсяное печенье в виде лесенок. Эта выпечка символизировала небесную лестницу, по которой Пресвятая Дева взошла в Горний Мир.

  • Совершали крестные ходы «на живую воду» - на реки, озера и святые источники. По народному поверью, с Успения любая вода считалась целебной и могла исцелять от недугов.

  • Посещали могилы почивших родственников, поминали их молитвой и милостыней. Существовало верование, что в день Успения Сама Богородица обходит родительские могилы и молится об упокоении усопших.

  • Освящали «семена и травы» - различные целебные растения и коренья. Часть их хранили в домах как защиту от болезней, а часть относили в храм для церковных нужд.

  • Провожали в теплые края перелетных птиц. Время их отлета считалось знаком приближения осени и напоминало людям о скоротечности земной жизни.

В каждом городе и селе, где были храмы в честь Успения, праздник отмечали особенно торжественно. К нему приурочивали ярмарки и народные гулянья. Молодежь водила хороводы, пела обрядовые песни. Звучали и духовные стихи, посвященные Успению Богоматери.

Многие из этих традиций живы до сих пор. Они помогают глубже осмыслить символику и духовное содержание праздника, прикоснуться к многовековой народной памяти.

Приметы и поверья, связанные с праздником

Праздник Успение испокон веков считался важнейшим рубежом в народном календаре. По приметам этого дня судили о грядущей осени и зиме, о предстоящем урожае. Вот лишь некоторые из них:

  • Теплая погода на Успение предвещала долгую осень, а ранний иней - скорые холода.

  • Много паутины - к ясной осени, отсутствие росы - к сухой погоде.

  • Отлет журавлей до праздника сулил раннюю и холодную зиму.

  • Сухая погода благоприятствовала уборке льна, а сильные росы предрекали хороший урожай грибов.

  • Чистое небо и яркие звезды в канун праздника обещали скорые морозы.

Особые приметы были связаны с праздничной трапезой:

  • На столе обязательно должны были быть блюда из нового урожая: свежий хлеб, овощи, мед.

  • Если печь блины, то первый блин надо было отдать нищему - для поминания усопших.

  • Строго запрещалось есть яблоки до Успения - по преданию, в этот день Богородица на том свете одаривает детей райскими плодами.

Поверья на Успение часто отражали представления о природных циклах:

  • На Успение солнце засыпает до весны, а земля «засыпает» до следующего лета.

  • Ласточки прячутся в колодцы и не вылетают до весны.

  • Все злые и вредные насекомые исчезают до будущей весны.

  • С Успения начинается отлет кукушки в теплые края.

Конечно, все эти приметы - не более чем плод народной фантазии. Но в них можно уловить ощущение великой тайны Богородичного праздника: природа словно замирает и благоговеет перед совершающимся чудом перехода Приснодевы от земли к Небу, от времени к вечности.

Иконография праздника

На иконах Успения мы видим несколько основных сюжетов:

  1. Богородица возлежит на смертном одре в окружении апостолов и святых. Над Ней - Христос в сиянии славы, держащий на руках Ее душу в виде младенца в белых пеленах. Это изображение символизирует разлучение души Богоматери от тела и переход Ее в руки Сына.

  2. Погребальная процессия с телом Богородицы, которое апостолы на руках несут к месту погребения в Гефсиманском саду. По преданию, когда иудеи попытались напасть на процессию и опрокинуть одр, они были поражены слепотой.

  3. Ангел отсекает руки иудейскому священнику Афонию, пытавшемуся осквернить тело Богородицы. Позже он раскаялся, прозрел душевно и телесно и стал исповедником христианской веры.

  4. Апостол Фома, опоздавший на погребение, видит на небе Богородицу, подающую ему Свой пояс в знак прощения и благословения.

  5. Апостолы у открытой гробницы Богородицы, оказавшейся пустой. Это изображение указывает на телесное воскрешение и вознесение Богоматери.

Успение Богородицы - один из самых глубоких и трудных для понимания иконографических сюжетов. Он сочетает элементы скорби и торжества, реалистические детали и глубокий богословский смысл. Иконописцы стремились передать всю полноту и сложность события Успения, в котором страдание и разлука неразрывно связаны с надеждой и всеобщим спасением.

Мы в этих образах видим не только исторический рассказ, но пророчество о всеобщем воскресении во Христе. Как Богородица телесно взошла на Небо, так и каждый из нас призван в конце времен облечься в нетление и соединиться с Богом. Успение - это икона нашей грядущей Пасхи, торжество вечной жизни и обожения

​Заключение

Праздник Успения Пресвятой Богородицы и сегодня остается одним из самых значимых и любимых в православном народе. Он напоминает нам о том, что смерть - это не конец, а только переход в вечность, где нет ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная.

Дивный пример Пресвятой Девы учит нас достойно проходить свой земной путь - в вере, смирении, терпении, творении добра. А Ее молитвенное предстательство укрепляет нас в трудностях и скорбях, дарует утешение и надежду.

В праздник Успения будем и мы, подобно апостолам, возносить усердные молитвы Царице Небесной. Будем просить Ее покрова и защиты для нас, наших близких, всей Церкви и всего мира. И да поможет нам Пречистая Богородица провести земную жизнь в чистоте и святости, чтобы в час нашей кончины быть принятыми в небесные обители, в невечерний день Царствия Христова.

Контакты в Санкт-Петербурге

Ждём вас в офисе
  • Адрес: Санкт-Петербург, Лиговский пр. 114A, 3 этаж, офис 303
  • Телефон: 8 (812) 565-35-24
  • Режим работы:
    Пн-пт: с 9:00 до 19:00
    Суб: с 10:00 до 18:00
    Вс: выходной
  • Email: info@pamyatniki-nedorogo.ru
5 минут пешком
от метро
Есть выставочные
образцы
Официальный
договор
Исчерпывающая
консультация
Нажмите, чтобы запустить интерактивную карту
5 минут пешком
от метро
Есть выставочные
образцы
Официальный
договор
Исчерпывающая
консультация