19 августа 2024 года православные христиане празднуют один из самых великих двунадесятых праздников - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Это торжество веры, наполненное глубоким богословским содержанием и освященное многовековыми традициями, занимает особое место в церковном календаре и в духовной жизни каждого верующего.
Евангельская история Преображения Господня
В основе праздника лежит удивительное евангельское событие, ставшее важной вехой в земной жизни и служении Спасителя. Однажды Иисус Христос взял с Собой трех ближайших учеников - Петра, Иакова и Иоанна - и поднялся вместе с ними на высокую гору (Церковное Предание называет ее Фаворской) для уединенной молитвы.
И вот, когда Христос молился, вид лица Его вдруг изменился: оно просияло, как солнце, а одежды сделались белыми, как свет. В этот момент рядом с Иисусом чудесным образом явились два величайших ветхозаветных праведника - пророки Моисей и Илия - и беседовали с Ним об исходе, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме (Лк. 9:31).
Пораженные ученики в страхе и трепете пали на землю. Петр в духовном восторге воскликнул: "Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи (шатра): Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии" (Мф. 17:4). Но в этот момент явилось светлое облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака глас Бога Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте" (Мф. 17:5).
После этих слов видение окончилось, и ученики остались наедине с Иисусом. Сойдя с горы, Спаситель запретил им рассказывать кому-либо об увиденном, пока Сын Человеческий не воскреснет из мертвых. Апостолы с трепетом сохранили эту тайну в сердцах и лишь после Пасхи стали свидетельствовать миру о чуде Преображения.
Богословский смысл праздника
События Преображения Господня имеют огромное догматическое и нравственное значение для Церкви. Они ясно указывают на Божественную природу Христа, Его единосущие Богу Отцу. Не случайно Моисей и Илия, величайшие пророки Ветхого Завета, беседуют с Иисусом как с Тем, Кто превосходит их, является Владыкой и Законодателем.
Преображение также стало прообразом грядущих страданий и Воскресения Спасителя, залогом Его победы над смертью и диаволом. Господь укрепил веру апостолов накануне Своего Крестного подвига, показав, что Крест и Воскресение неразрывно связаны между собой, что за внешним уничижением и поруганием сокрыта немеркнущая Божественная слава.
Но это событие имеет глубокий смысл и для каждого из нас. Оно призывает всякого христианина к духовному преображению - к очищению души, отвержению греха, стяжанию добродетелей:
-
Cозерцая нетварный Фаворский свет, мы предвкушаем то состояние обоженной твари, которое ожидает нас в Царствии Небесном.
-
Слыша глас Бога Отца, мы утверждаемся в сыновнем послушании и верности Христу.
-
Видя славу Господа, мы укрепляемся в надежде на всеобщее Воскресение и жизнь будущего века.
Не случайно многие святые отцы, в особенности подвижники-исихасты, видели в Преображении ключ к пониманию смысла христианской жизни как непрестанного восхождения ума и сердца к Богу, как богоуподобления и "стяжания благодати".
История установления праздника
Почитание Преображения Господня восходит к первым векам христианства. Уже в III столетии о нем упоминают такие великие богословы, как святители Ириней Лионский, Ипполит Римский, Климент Александрийский. Широкое распространение праздник получил после IV века, когда равноапостольная царица Елена построила на горе Фавор храм в честь Преображения, а ее сын, император Константин, установил общецерковное празднование.
На христианском Востоке торжество окончательно утвердилось в V-VI веках по инициативе византийских императоров. Особый импульс празднованию придал император Маврикий (582-602), установивший дату 6 августа (по старому стилю) как официальный праздник в честь своей победы над персами. В VIII веке Преображение уже было хорошо известно и широко отмечалось по всей империи.
На латинском Западе Преображение стало общецерковным праздником еще позже - в IX веке, но литургическая традиция при этом сохраняла многие восточные элементы. В раннем средневековье праздник ассоциировался с освящением винограда и хлебов нового урожая.
На Руси праздник Преображения утвердился вскоре после Крещения, в конце X века. Русские люди восприняли его с большим воодушевлением, органично соединив с народной традицией благодарения Богу за новый урожай. Многие древнерусские храмы, в том числе знаменитый собор Мирожского монастыря во Пскове, собор Переславля-Залесского, церковь Спаса на Ильине улице в Новгороде, были освящены в честь Преображения Господня.
Народные традиции и обычаи праздника
Главная традиция праздника Преображения - освящение в храмах плодов нового урожая. В Греции, Сербии, Болгарии и других странах с развитым виноделием освящают виноград, поэтому там праздник часто носит название "Метаморфоси" (греч. "преображение") или "Сотир" (греч. "спаситель"). В Грузии, Армении и на Кавказе Преображение отмечается как праздник созревания винограда и называется "Вардавар" или "Вардивар".
На Руси же главным атрибутом праздника издревле стали яблоки. Их приносят в церковь для благословения в конце Литургии, после чего совершается особый "чин освящения гроздия (винограда)" или, в северных широтах, "чин освящения яблок". Существовал благочестивый обычай не вкушать яблоки нового урожая до их освящения на Преображение, поэтому праздник в народе получил название "Второй", "Яблочный Спас" (после "медового" Спаса 14 августа).
По традиции в этот день пекут пироги, блины, пирожки с яблочной начинкой, готовят яблочное повидло и пастилу. Считается, что освященные плоды обладают особой целительной силой, способны сохраняться в течение всего года, не теряя вкуса и аромата.
Преображение приходится на середину Успенского поста, но в этот день Церковь разрешает некоторое послабление: верующие могут вкушать рыбу и растительное масло. Праздничная трапеза собирает за столом всю семью, на стол подаются блюда из даров нового урожая - овощей, фруктов, злаков. Это знаменует конец лета, начало сбора урожая, подготовку к осени и зиме.
С Преображением связано множество народных примет и поверий. Так, погода на праздник указывала на характер предстоящей осени: туман и обильные росы предвещали сырость и дожди, а солнечный день - "бабье лето" и затяжное тепло. Какова погода после Преображения - такова и осень. Обилие рос и туманов в течение всего августа обещало богатый урожай грибов.
В некоторых местах Преображение называли "горохов день" и начинали уборку гороха и бобовых. Женщины и дети собирали в лесах орехи, заготавливали ягоды и травы на зиму. Готовили соленья, варенья, сушили грибы. К празднику старались убрать с полей весь хлеб и лен. А освященные яблоки и мед несли на кладбище, на могилы родных, поминая усопших.
Иконография Преображения Господня
Праздник Преображения нашел богатое отражение в иконописи и храмовом искусстве христианского Востока и Запада. Самые древние изображения события датируются IV-V веками (мозаики храмов Равенны, Синая).
Классический иконографический извод праздника сложился к XII столетию в Византии и на Балканах. Его основные элементы таковы:
-
В центре композиции изображается Христос в сиянии Фаворского света, в белых или золотистых одеждах. От Его фигуры исходят лучи света в форме звезды или мандорлы.
-
По сторонам от Христа предстоят пророки Моисей и Илия, беседующие с Ним. Моисей обычно изображается старцем с длинной седой бородой, а Илия - с короткой.
-
У ног Спасителя полулежат на земле три апостола - Петр, Иаков и Иоанн. Они закрывают лица руками, не в силах вынести яркий Божественный свет.
-
Вокруг Христа и учеников изображаются горки и деревья, символизирующие гору Фавор. Над горой иногда помещают полукруг светлого облака.
Преображение - один из главных праздников в годовом круге храмовых росписей. Его изображения можно встретить в алтарной апсиде, на сводах и стенах, реже - на западной стене. Известны уникальные ансамбли фресок и мозаик, посвященные Преображению (мозаики монастыря св. Екатерины на Синае, фрески Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове и др.)
Литургическое празднование Преображения
Литургическое празднование Преображения Господня отличается особой торжественностью и красотой. В этот день в храме звучат праздничные песнопения, прославляющие явленную на Фаворе Божественную славу Христа:
-
Тропарь: "Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником Твоим славу Твою, якоже можаху..."
-
Кондак: "На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша..."
-
Величание: "Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем пречистыя плоти Твоея преславное Преображение".
Духовенство в этот день облачается в белые ризы, символизирующие немеркнущий свет Преображения. На всенощной после великого славословия священник износит из алтаря Крест, а на Литургии читается Евангелие о Преображении Спасителя. По окончании Литургии совершается освящение плодов.
Литургические тексты Преображения раскрывают догматическое и нравственное содержание праздника, призывая верующих не только созерцать Божественную славу, но и самим преображаться внутренне, облекаться во Христа, восходить "от силы в силу".
В некоторых традициях (Иерусалимской, Афонской) богослужение праздника включает в себя особый чин освящения винограда, восходящий к глубокой древности. Его совершают после заамвонной молитвы посреди храма при пении тропаря и кондака. Затем освященные гроздья раздают молящимся как благословение.
В России этот чин постепенно был заменен на "освящение яблок", но в некоторых обителях сохраняется в изначальном виде. После Литургии совершается праздничная трапеза, на которой непременно подаются блюда из даров нового урожая: яблоки, виноград, свежий мед, орехи, овощи.
Духовные советы и размышления
Праздник Преображения Господня приглашает каждого из нас задуматься о собственном духовном преображении, о стяжании тех добродетелей, которые соделывают христианина "новой тварью" (2 Кор. 5:17):
-
Взирая на Божественный свет Фавора, будем и сами стремиться к чистоте сердца, кротости, терпению, молитве, милосердию. Только так мы сможем в полноте отразить в себе преображающую благодать Христову.
-
Слыша глас Бога Отца, почтим Сына Его истинным послушанием, творением заповедей, борьбой с грехом и страстями. Будем всегда помнить, что только в единстве со Христом мы можем принести достойный плод покаяния и спасения.
-
Созерцая беседу Спасителя с пророками Моисеем и Илией, поревнуем их вере и пламенной любви к Богу. Станем и сами верными свидетелями Христа в этом мире, готовыми на всякий подвиг и жертву ради Его святого имени.
В праздник Преображения будем молиться Подателю света, да озарит Он и наши омраченные грехом души Своим чистым сиянием. Принесем в храмы начатки своих земных трудов и принесем Богу благодарение за все Его видимые и невидимые благодеяния. И напитаемся от святой трапезы в предвкушении того вечного блаженства, которое ожидает верных в невечернем дне Царствия Христова.
Несколько практических советов к празднику:
-
В день Преображения посетите храм, поучаствуйте в праздничном богослужении, исповедуйтесь и причаститесь Святых Христовых Таин.
-
Принесите в церковь для освящения яблоки, виноград или другие плоды нового урожая. Часть освященных даров подайте нищим и нуждающимся.
-
Устройте дома праздничную трапезу для своих близких. Пусть на столе будут блюда из освященных плодов, овощей, свежего хлеба. Не забудьте о нищей братии и странниках.
-
Уделите время чтению Священного Писания и духовной литературы, посвященной Преображению. Поразмышляйте о смысле праздника, о своем христианском призвании и о целях духовной жизни.
-
Совершите дела милосердия и благотворительности: посетите больных, утешьте скорбящих, помогите обездоленным. Пусть ваш праздник станет радостью и для тех, кто нуждается в помощи и участии.
-
Проведите этот день в любви и мире со своими родными. Попросите прощения у тех, кого вы вольно или невольно обидели. И сами от сердца простите всех, кто нуждается в вашем прощении.
-
Вознесите благодарственную молитву Господу за Его великие и богатые милости. Попросите у Него помощи в следовании за Христом, в несении своего креста и в преображении всей своей жизни в свете Евангелия.
Заключение
Преображение Господне - это праздник Божественного света, который рассеивает мрак греха и открывает человеку путь ко спасению. Это торжество надежды на всеобщее воскресение и прославление твари в Царстве Христовом.
В этот день Церковь напоминает нам, что смысл христианской жизни - в непрестанном восхождении к Богу, в очищении сердца, в преображении ума и всего естества по образу Создателя.
Будем же и мы всегда хранить в памяти этот священный образ Фаворского света и в молитве, делах веры и любви возгревать в себе тот огонь Божественной благодати, который способен освятить и преобразить мир вокруг нас. И да дарует всем нам Господь в невечернем дне Своего Царства узреть немерцающую славу Преображения и войти в вечную радость и покой святых. Аминь.