События Входа Господня в Иерусалим в свидетельстве евангелистов
Событие Входа Господня в Иерусалим подробно описано всеми четырьмя евангелистами (Мф. 21:1-11, Мк. 11:1-11, Лк.19:28-44, Ин.12:12-19). Согласно евангельскому повествованию, накануне праздника Пасхи Иисус Христос направился из Вифании в Иерусалим, послав двух учеников в селение Виффагия за ослом и молодым осленком:
Идите в селение, которое прямо перед вами; входя в него, тотчас найдете привязанного молодого осла, на которого никто из людей не садился; отвязав его, приведите. И если кто скажет вам: что вы это делаете? - отвечайте, что он надобен Господу. (Мк. 11:2-3)
Ученики привели ослицу и молодого осла, которые стали для Христа Царским престолом. На осленка постелили свои одежды, и Спаситель торжественно въехал в Иерусалим. Ликующие толпы народа встречали Иисуса как долгожданного Мессию:
Множество народа постилали свои одежды по дороге, а другие резали ветви с дерев и постилали по дороге; народ же, предшествовавший и сопровождавший, восклицал: осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних! (Мф. 21:8-9)
Восклицание "Осанна!" означает "спаси же", "Господи, спаси!". Жители Иерусалима приветствовали в лице Христа обетованного Мессию из рода Давидова, Который, согласно пророчествам, должен восстановить царство Израиля и избавить народ от власти завоевателей. Встреча Христа пальмовыми ветвями соответствовала древнему обычаю приветствовать царей-победителей.
Подробнее об обстоятельствах Входа Господня в Иерусалим:
-
Осел и осленок как символ мессианского Царя: Христос въезжает в Иерусалим верхом на осле, исполняя ветхозаветное пророчество Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной" (Зах.9:9). Выбором скромного животного для Своего триумфального входа Христос подчеркивает мирный характер Своего Царства.
-
Пальмовые и масличные ветви как символ торжества: Жители Иерусалима встречали Христа ветвями финиковых пальм, которые издревле были символом еврейского народа и изображались даже на монетах. В античной традиции пальмовая ветвь ассоциировалась с триумфом, победой, вечной жизнью. С пальмовыми ветвями встречали победоносных полководцев и царей. В Палестине, где нет обилия пальм, их заменили ветви маслин - оливковые ветви.
-
Одежды как символ поклонения Царю: Ученики и жители города, постилая на дорогу свои одежды, выражали почтение грядущему Царю. Эта деталь напоминает ветхозаветный эпизод воцарения Ииуя, когда начальники, "взяв каждый одежду свою, подостлали ему на самых ступенях, и затрубили трубою, и сказали: воцарился Ииуй" (4 Цар. 9:13). Одежды также ассоциировались с добрыми делами праведников: "Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами" (Откр. 22:14).
-
Спор с фарисеями и слезы Господа об Иерусалиме: По свидетельству евангелиста Луки, торжественную встречу Христа сопровождал ропот фарисеев: "И некоторые фарисеи из среды народа сказали Ему: Учитель! запрети ученикам Твоим" (Лк.19:39). Однако Господь ответил им: "сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют" (Лк.19:40). Приблизившись к Иерусалиму, Христос со скорбью говорит: "о, если бы и ты хотя в сей твой день узнал, что служит к миру твоему!" (Лк.19:42). Слезы Господа предвосхищают Его обличительную речь против Иерусалима и пророчество о разрушении города.
Событие Входа Господня в Иерусалим положило начало последним дням земной жизни Спасителя. Народные восторги и признание Царского достоинства Христа сменяются Его страданиями, поруганием и распятием. Это напряжение между ликованием и грядущей трагедией пронизывает и богослужебные тексты Недели ваий.
В чем заключается духовный смысл праздника Входа Господня в Иерусалим?
Праздник Входа Господня в Иерусалим наполнен глубочайшим богословским содержанием. В событиях этого дня Церковь прозревает тайну смирения и страданий Христа, Его грядущей победы над смертью:
Торжество и Крест
- Ликующая толпа, приветствующая Христа как Царя и Мессию, предвосхищает Его грядущие крестные страдания. Осанна, "спаси ны", - это мольба о спасении, обращенная к Господу. Крест и воскресение становятся ответом на чаяния Израиля и всего человечества.
- Радость Входа Господня в Иерусалим неотделима от скорби грядущих Страстных дней. Как поется в кондаке праздника: "На престоле на небеси, на жребяти на земли носимый, Христе Боже, Ангелов хваление и детей воспевание приял еси, зовущих Ти: благословен еси, грядый Адама воззвати".
- В Царском достоинстве Христа проявляется тайна Его добровольного уничижения (кенозиса). Сын Божий смиряет Себя, принимая поругание и смерть ради спасения людей. Ветхозаветные почести оказываются прообразами Его духовной победы над грехом и смертью.
Встреча Жениха
- Образ брачного пира и встречи Небесного Жениха - Христа - проходит через многие евангельские притчи. Ликующая встреча иерусалимской толпой Христа служит прообразом встречи человеческой души своего Спасителя.
- Церковь приветствует в Неделю ваий грядущего Господа словами "Осанна!", уподобляясь иерусалимским детям. Однако истинная победа Христа созидается в тайне крестных страданий, которые открывают путь к Воскресению.
- В канунный вечер праздника на всенощной поются особые стихиры "На Господи воззвах", подобные стихирам Пасхи: "Днесь благодать Святаго Духа нас собра, и вси вземше Крест Твой глаголем: благословен Грядый во имя Господне, осанна в вышних!"
Древо Жизни
- Образ "древа жизни", восходящий к книге Бытия, является одним из ключевых для богословского осмысления праздника Входа Господня в Иерусалим. Пальмовые ветви, которыми жители встречали Христа, символизируют древо жизни и победу над смертью.
- Крест Христов в богослужебной поэзии часто сравнивается с растением, древом, насаждаемым при водах. В кондаке праздника поется: "...смертию смерть разрушил еси, и воскресением Твоим радость всем даровал еси; да зовем Ти вси: осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне".
- Верба, которая распускается ранней весной, служит символом духовного обновления и очищения. "Ваиа постилаем Победителю смерти, - поется в праздничном каноне, - уясняя яве, яко вси от истления избавихомся ныне страстию и светоносным из мертвых воскресением".
Духовный смысл праздника Входа Господня в Иерусалим раскрывается в радости встречи души человеческой со своим Спасителем. Но эта встреча возможна только через соучастие в страданиях и воскресении Христа. Верующие призываются к тому, чтобы, подобно жителям Иерусалима, с верой и любовью принять в свое сердце грядущего Господа.
Литургические особенности и традиции Вербного воскресенья
Вход Господень в Иерусалим - один из любимейших праздников церковного года. С ним связан целый ряд красивых литургических традиций и обычаев:
Особенности богослужения и иконография
- Праздник Входа Господня в Иерусалим всегда отмечается в воскресенье, за неделю до Пасхи. Богослужение этого дня соединяет в себе торжественные и скорбные мотивы. Облачения духовенства - зеленого цвета, символизирующего духовное возрождение и обновление.
- На всенощном бдении накануне праздника поются особые стихиры, прославляющие Вход Господень в Иерусалим. Совершается лития с благословением хлебов, пшеницы, вина и елея, а также освящение вербы (ваий).
- Утром в само Вербное воскресенье служится Божественная литургия, после которой по традиции читается 41-е зачало Евангелия от Матфея, посвященное огорчению смоковницы и изгнанию торгующих из храма.
- В иконографии праздника изображается Христос, въезжающий в Иерусалим на осле в окружении народа. Его встречают дети с пальмовыми ветвями, постилая свои одежды под ноги осленку. Гора Елеон, храмовые здания Иерусалима служат фоном торжественного события.
Освящение верб
- В русской православной традиции вместо пальмовых ветвей для освящения в праздник Входа Господня в Иерусалим используются ветви вербы. Верба распускается одной из первых по весне и символизирует пробуждение природы, новую жизнь.
- Освящение вербы совершается в конце всенощного бдения на Вербное воскресенье. После прочтения Евангелия священник окропляет ветви святой водой со словами: "Освящаются ваиа (ветви) сия благодатию Всесвятаго Духа, кроплением воды сея священныя, во имя Отца и Сына и Святаго Духа".
- По древней традиции, освященные вербы сохраняются в течение всего года как благословение Божие. Их ставят у икон, украшают ими жилище. Существует благочестивый обычай глотать почки с освященной вербы для исцеления от недугов.
Пасхальные мотивы и Страстная седмица
- Хотя праздник Входа Господня в Иерусалим хронологически предшествует событиям Страстной недели, он несет на себе печать грядущего Воскресения Христова. Ликование народа, осанны и ветви напоминают о Пасхе.
- Начиная со дня Входа Господня в Иерусалим, на богослужениях Страстной седмицы читается Евангелие от Матфея. События последних дней земной жизни Спасителя, Его страданий и распятия становятся главной темой богослужения.
- Неделя ваий открывает собой вход в "святую и великую" Страстную седмицу, когда воспоминания о земном пути Христа достигают своего апогея. Церковь приглашает верующих глубже соприкоснуться с тайной искупления и приготовить себя к достойной встрече Пасхи.
Литургические особенности Вербного воскресенья раскрывают глубину и красоту церковного Предания. В них оживает память о евангельском событии Входа Господня в Иерусалим, становясь источником молитвенного вдохновения и духовного назидания для каждого верующего.