21 сентября 2024 года Православная Церковь отмечает великий двунадесятый праздник - Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Это торжество, посвященное рождению Матери Господа нашего Иисуса Христа, открывает годовой богослужебный круг и наполняет сердца верующих особой радостью и благодарностью Богу.
История праздника
Точная дата установления праздника Рождества Пресвятой Богородицы неизвестна. Первые упоминания о нем относятся к IV веку и встречаются у таких святых отцов, как Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский и блаженный Августин. По преданию, святая равноапостольная царица Елена в начале IV века построила в Иерусалиме храм в честь Рождества Божией Матери.
Окончательное становление праздника произошло в византийской традиции в VI веке. Тогда же были написаны многие песнопения праздника, вошедшие в богослужение. В VIII веке Рождество Богородицы уже повсеместно почиталось как большой церковный праздник. Православный Восток отмечает его 8 сентября по юлианскому календарю (21 сентября по новому стилю).
События, связанные с Рождеством Богородицы
История рождения и земной жизни Пресвятой Богородицы не описана в канонических Евангелиях, но сохранилась в церковном Предании и древних апокрифических текстах, таких как "Протоевангелие Иакова".
Согласно преданию, Дева Мария родилась в галилейском городе Назарете в семье праведных Иоакима и Анны. Ее родители долгое время были бездетны и пребывали в постоянной молитве, прося у Бога дарования ребенка. Господь услышал их прошения, и уже в преклонном возрасте Анна зачала и родила дочь.
С ранних лет жизнь Марии была посвящена служению Богу. В трехлетнем возрасте родители привели Ее в Иерусалимский храм, где Она воспитывалась до совершеннолетия, изучая Священное Писание и постоянно пребывая в молитве. Дева Мария стала той лествицей, по которой Сам Бог сошел на землю, приняв от Нее человеческую плоть. Ее смиренное и чистое сердце было избрано стать местом вселения Духа Святого.
На протяжении всей земной жизни Христа Богородица была рядом с Ним - от рождения в Вифлеемской пещере до страданий на Голгофском Кресте. Она первой удостоилась явления Воскресшего Спасителя и после Его Вознесения пребывала в постоянной молитве вместе с апостолами.
Иконография праздника
Древнейшие сохранившиеся иконы Рождества Пресвятой Богородицы датируются X-XI веками. В иконографии праздника сложилось несколько устойчивых композиционных схем.
В центре иконы обычно изображается праведная Анна, возлежащая на ложе. Рядом с ней помещают новорожденную Богородицу, спеленатую и лежащую в колыбели или яслях. Женщины-прислужницы готовят для Девы Марии купель и принимают различные дары.
Праведный Иоаким чаще всего изображается сидящим у изголовья Анны. Иногда композицию дополняют сценой благословения родителями юной Марии перед введением Ее во храм.
Основной смысл иконографии праздника - рождение Пречистой Девы как начало спасения человечества. Богородица знаменует собой новый этап священной истории - время исполнения обетований Божиих и приближения Царства Небесного.
Народные традиции и обычаи праздника
На Руси Рождество Богородицы всегда было одним из самых любимых и почитаемых праздников. Это время считалось границей между летом и осенью, началом череды осенних праздников и завершением сельскохозяйственных работ.
С праздником связано множество народных примет и поверий. По погоде на Рождество Богородицы судили об осени и предстоящей зиме: если погода ясная - осень будет теплой, а зима - мягкой, если пасмурно и дождливо - осень будет ненастной, а зима - суровой.
В это время начиналась пора свадеб и девичьих посиделок. Молодежь устраивала гулянья, пела песни, водила хороводы. Женщины приносили в храм для освящения овощи и фрукты нового урожая. Из остатков старого урожая пекли пироги и блины, которыми угощали родных и бедных.
Богослужение и песнопения праздника
Праздничное богослужение Рождества Пресвятой Богородицы наполнено радостью и благодарностью Богу за Его неизреченный дар человечеству. Для верующего сердца каждое слово тропаря, кондака, канона и стихир наполнено глубоким смыслом и открывает непостижимую тайну воплощения Сына Божия.
Вот некоторые из основных песнопений праздника:
Тропарь (глас 4):
Рождество Твое, Богородице Дево,
радость возвести всей вселенней:
из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,
и, разрушив клятву, даде благословение,
и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.
Кондак (глас 4):
Иоаким и Анна поношения безчадства
и Адам и Ева от тли смертныя свободистася,
Пречистая, во святем рождестве Твоем.
То празднуют и людие Твои,
вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти:
неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.
Величание:
Величаем Тя,
Пресвятая Дево,
и чтим святых Твоих родителей,
и всеславное славим рождество Твое.
Духовный смысл и значение праздника
В рождестве Пресвятой Богородицы Церковь видит начало человеческого спасения. Господь избрал Деву Марию стать Матерью Спасителя мира, и Она всем Своим существом послужила тайне Боговоплощения.
Для каждого христианина Богородица является высшим примером чистоты, смирения, кротости и послушания воле Божией. Ее молитвами мы получаем помощь и утешение в скорбях, заступление от врагов видимых и невидимых. Через Нее, как через "мост, к Небесам возводящий", мы сподобляемся Царствия Христова.
В праздник Рождества Богородицы Церковь призывает нас обратить свой духовный взор к Приснодеве Марии и поучиться у Нее тем добродетелям, которые приблизят нас к Богу. Будем просить Ее молитвенной помощи и предстательства, дабы и нам стать достойной обителью Духа Святого и наследниками вечной жизни.
Заключение
Рождество Пресвятой Богородицы - это праздник всемирной радости, озаривший весь тварный мир. В этот день мы прославляем Ту, Которая стала начатком нашего спасения, Которая Своей чистотой и святостью превзошла самих Ангелов.
И пусть в наших сердцах никогда не иссякнет любовь и благоговение к Царице Небесной. Будем неустанно взывать к Ней словами молитвы: "Пресвятая Богородица, спаси нас!" И да поможет Она нам Своим заступничеством пройти путь земной жизни и достигнуть Небесного Отечества. Аминь.