Почему Покров Пресвятой Богородицы называют самым «русским» церковным праздником?
На Руси праздник Покрова приобрел особое значение по нескольким причинам:
- Покровительство Богородицы всегда имело огромное значение для русского народа. Обращение к Ее заступничеству и молитвенной помощи пронизывало все сферы жизни.
- Празднование Покрова приходится на середину осени, период завершения сельскохозяйственных работ и подготовки к зиме. Это придало празднику характер народного торжества.
- На Руси праздник Покрова отмечался как день поминовения павших воинов, символизируя благодарность за их подвиг и Божие покровительство Отечеству.
- С праздником связано множество красочных народных обычаев, сохранивших свое обаяние до наших дней. Они придают Покрову неповторимый колорит.
История праздника Покрова Пресвятой Богородицы
Событие, легшее в основу праздника, произошло в 910 году в Константинополе, во Влахернском храме, где хранились риза и пояс Богородицы. Город осаждали войска варваров. Стоявший во время всенощной молитвы на паперти храма юродивый Андрей видел над молящимися Богородицу, окруженную ангелами и сонмом святых.
Пресвятая Дева сняла со Своей головы блестящее покрывало и распростерла его над людьми в знак защиты от врагов видимых и невидимых. После этого чудесного явления неприятель отступил, а город был спасен.
Русь приняла праздник более чем через 200 лет после его установления в Греции. Самые ранние храмы в честь Покрова Богородицы появились на Руси в XII веке. К числу особо почитаемых Покровских святынь относятся:
- Церковь Покрова на Нерли (1165 г.), уникальный памятник владимиро-суздальского зодчества
- Покровский собор на Красной площади (храм Василия Блаженного), построенный в XVI веке в память о покорении Казани
- Свято-Покровская церковь в Барановичах (XVII в.), одна из древнейших деревянных церквей Беларуси
Покровские храмы и монастыри воспринимались нашими предками как видимые символы молитвенного заступничества Божией Матери. По свидетельствам летописей, князья и воины накануне сражений возносили молитвы о помощи Пресвятой Деве, веря в Ее покровительство и защиту.
История праздника
Среди многочисленных исторических свидетельств почитания Покрова на Руси выделяются такие факты:
- В 1164 году великий князь Андрей Боголюбский и епископ Лев учредили торжественное празднование Покрова во Владимире и по всей Руси.
- В XVI веке Покров стал государственным праздником и в 1641 году царь Алексей Михайлович издал особое "Уложение" о его праздновании.
- Император Петр I после победы над шведами в день Покрова назвал первый построенный корабль российского флота "Покров Богородицы".
- К началу XX века каждый третий русский православный храм был посвящен Покрову Богородицы.
С праздником связано множество красочных народных обычаев, сохранивших свое обаяние до наших дней. Они придают Покрову неповторимый самобытный колорит, свидетельствуя о его особом месте в жизни и благочестии нашего народа.
Евангельские основания праздника
Несмотря на то, что сам праздник Покрова был установлен в память о поздневизантийском событии, его евангельские и богословские основания восходят ко временам земной жизни Богородицы. Церковь прославляет Деву Марию как избранный сосуд Божией благодати и человеческое орудие нашего спасения.
Пресвятая Дева, став Матерью воплотившегося Сына Божия, явилась живым храмом и "мостом", соединяющим небесное и земное. По слову акафиста, Она - "Радость всех скорбящих", "Взыскание погибших", "Всех стран Православия Покров и Заступница".
В евангельском эпизоде "Стояния Богоматери у Креста" Иоанн Богослов так описывает обращенные к нему слова Спасителя:
Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе. (Ин. 19:26-27).
По толкованию святых отцов, в лице Иоанна Богослова Христос усыновил Богородице весь род человеческий, вверив Ее материнскому заступничеству каждого верующего. Тайна покровительства Девы Марии открывается в Ее непрестанном ходатайстве и молитве о мире перед престолом Сына.
Богословское содержание и смысл праздника
Праздник Покрова наполнен глубоким богословским смыслом, раскрывающим величие и славу Божией Матери в домостроительстве нашего спасения:
Заступничество и покровительство Богородицы
- Основная тема праздника - прославление молитвенного предстательства Богородицы за род христианский. Церковь именует Деву Марию "стеной необоримой" и "покровом от бед защищающим".
- Богородица ходатайствует о прощении грехов, об избавлении от скорбей и напастей, о даровании мира и благоденствия всему миру. Она наша усердная "молитвенница ко Христу Богу нашему".
- В иконографии и гимнографии праздника Покров Богородицы осеняет всю Церковь и каждого верующего. Под ним находят приют и защиту люди различных сословий и званий.
Материнская любовь Богородицы к роду человеческому
- Богословие праздника раскрывает тайну духовного усыновления Богородицей всех верующих во Христа. Она воспринимается как Небесная Мать, согревающая Своей любовью и состраданием.
- Покров Богородицы символизирует полноту Ее материнской заботы и участия в жизни Церкви и каждой человеческой души. Он простирается над всеми, прибегающими с верой под Ее благодатную защиту.
- Чудотворные исцеления, совершаемые по молитвам Богородицы, свидетельствуют о Ее любви и милосердии. Она - Целительница болезней телесных и душевных.
Образ торжествующей Церкви
- Праздник Покрова являет икону грядущего Царства Божия. Богородица предстоит в окружении сонма святых и небесных сил как Царица Небесная и Матерь Господа Вседержителя.
- В видении Покрова Богородицы святой Андрей Константинопольский созерцал преображенный, торжествующий образ Церкви, осиянной светом невечернего дня.
- Покров Богородицы приоткрывает завесу вечности, напоминая о непреходящей славе святых и нашем призвании к обожению и богообщению в Царствии Небесном.
Богословские смыслы праздника Покрова помогают верующим острее ощутить благодатное присутствие и заступничество Божией Матери в своей жизни. Прославляя Богородицу как "Честнейшую Херувим и Славнейшую без сравнения Серафим", Церковь призывает нас вверять Ее покрову все наши скорби, нужды и чаяния.